Экспозиция
Третий этаж
ПОРТРЕТНЫЙ ЗАЛ
Портретный зал выполнял репрезентативные (парадно-представительские) функции в Мирском замке. Изображения предков и самих владельцев замка отражали историю семьи «в лицах», свидетельствовали о древности рода Радзивиллов, его рыцарской и военной славе, участии в государственном строительстве, подчеркивали высокое аристократическое достоинство магнатов.
СТОЛОВАЯ ИЗБА
Основное парадное помещение дворца эпохи Ренессанса. Зал был реконструирован на период конца XVI – середины XVII в. Согласно с документальными источниками и аналогами того времени. Столовая изба занимала центральное место в планировке дворца и часто имела отдельный вход. Отличалась значительными размерами, наличием большой кафельной печи с гербовой символикой, верхним освещением (люстрой)...
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Магнатский образ жизни ВКЛ подчинился средневековым сословным нормам дворянской этики, идеалам рыцарства. Замок был символом величия магната. Героем XVI в. был мужественный, неприхотливый в бытовых отношениях, простой и искренний, преданный Отечеству воин-шляхтич. Но в следующем веке на изменения местного образа жизни белорусской зажиточной шляхты и магнатов повлияла западноевропейская мода, преимущественно французская..
ОХОТА В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ (ВКЛ)
Во времена расцвета Мирского замка охота была одной из важнейших форм светской жизни, изысканным развлечением богатых людей, состязанием в силе, меткости, выносливости. В годы, когда не было войны, шляхта посвящала значительную часть свободного времени охоте. А если к этому занятию не лежала душа? И тогда представители знати редко решались идти против правил...
Второй этаж
ПЕРВЫЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ МИРА - ИЛЬИНИЧИ
Первое письменное упоминание местечка Мир связано с войной. Во второй половине XIV в. рыцари Тевтонского ордена часто совершали опустошительные набеги на белорусские земли. Один из них датируется 1395 годом. Тогда в числе других поселений крестоносцы разорили Мир. В том же году глава Великого Княжества Литовского Витовт передал Мир во владение своему брату Жигимонту Кейстутовичу. Тот пожаловал местечко одному из своих приближенных – Сеньке Гедыголдовичу. Это произошло в 1434 году...
Сохранилось очень мало артефактов, которые относятся к периоду первых владельцев замка – Ильиничам. Однако 2011 г. в Мире на приусадебном участке одного из местных жителей была обнаружена металлическая матрица печати. На ей отчетливо виден герб: на картуше три балки, длина которых уменьшается сверху вниз, над картушем – инициалы, две латинские буквы: «І[erzy] І[linicz]». По своим особенностям матрица датируется первой половиной XVI в. и, по мнению исследователей, принадлежала владельцу Мирского замка Юрию Ивановичу Ильиничу.
ВЛАДЕЛЬЦЫ ЗАМКА – КНЯЗЬЯ РАДЗИВИЛЛЫ
В 1569 году, согласно завещанию последнего из рода Ильиничей – Юрия, Мирский замок перешёл к Николаю Христофору (Криштофу) Радзивиллу (по прозвищу Сиротка). Представители этой семьи на протяжении столетий занимали высшие государственные должности в Великом Княжестве Литовском, играли ведущую роль в жизни страны. В 1582–1583 годах Николай Христофор Радзивилл жил в Италии, затем отправился паломником на Святую Землю, посетил Крит, Кипр, Сирию, Палестину, Египет...
ВЛАДЕЛЬЦЫ МИРСКОГО ЗАМКА – ВИТГЕНШТЕЙНЫ
В 1828 году многие светские дамы Санкт-Петербурга испытали разочарование, узнав, что связал себя узами брака один из самых завидных женихов столицы – адъютант императора Людвиг Витгенштейн. Его женой стала 19-летняя Стефания – единственная законная наследница угасшей ветви «несвижских» Радзивиллов. Приданым невесты были огромные владения Радзивиллов – около 1,3 млн. десятин земли, до 120 тысяч крепостных крестьян...
СЕНИ
Помещение, которое объединяло остальные части здания с выходом. Сени отделяли жилую часть дворца от парадной и давали начало анфиладе покоев. Они могли использоваться для отдыха слуг прибывших гостей. Как правило, в них выводились дымоходы и топки из всех соседних помещений, что делало сени одним из самых теплых мест здания. Сами печи могли быть соединены с каминами для лучшего освещения пространства. Оформление и мебель были простыми. Около печи или вдоль стен ставились лавы и сундуки...
ГОСТИНАЯ КНЯЗЕЙ СВЯТОПОЛК-МИРСКИХ
Князь Михаил Николаевич Святополк-Мирский приспособил для проживания четыре башни и часть Северного корпуса, которая выходила окнами на искусственный пруд. Комнаты замка сохраняли свой естественный вид. Интерьеры, известные по изображениям, спроектировал варшавский архитектор Теодор Бурше. Сохранились фотографии интерьеров замковых комнат при Святополк-Мирских. Комнаты поражают простотой и скромностью – князь хотел максимально сохранить атмосферу древнего замка и одновременно иметь новинки ХХ века – электричество, котельную, телефонную связь...
БИБЛИОТЕКА КНЯЗЯ МИХАИЛА СВЯТОПОЛК-МИРСКОГО
Библиотека – неотъемлемая часть дворца или замка. В библиотеке хранились не только книги нескольких поколений предков, но и семейные архивные материалы, старинные гравюры и карты, современные журналы и газеты. Имеется единственный документальный источник – фотография 1930-х годов, на которой князь М.Н. Святополк-Мирский изображен за чтением за круглым столом с лампой, возможно, в интерьере библиотеки. В экспозиции реконструирован интерьер замковой библиотеки 1930-х годов.
КАБИНЕТ ВЛАДЕЛЬЦА ЗАМКА КНЯЗЯ МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА СВЯТОПОЛК-МИРСКОГО
Кабинет находился в Восточном корпусе замка. Обстановка известна по воспоминаниям современников и нескольким фотографиям. Князя Михаила Николаевича родственники считали «самым блестящим» из всех пяти сыновей Николая Ивановича Святополк-Мирского. В молодости блестящий денди, военный и дипломат, знакомый с деятелями мировой политики, атеист и полиглот (он знал арабский и китайский, французский и английский языки, а вообще читал на более чем на десяти иностранных языках), в зрелые годы...
Подвал
«ПИВНИЦА». РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ XVII–XVIII вв.
В подземелье за надежными замками хранились алкогольные напитки, достойные княжеского стола. Здесь всегда царил полумрак. Рядами вдоль стен на специальном помосте лежали тяжелые бочки, в мерцающем свете подвесных фонарей матово поблескивали бутылки. Грубо сколоченный массивный стол не всегда пустовал. Случалось, его застилали кружевной скатертью, изысканно сервировали...
КЛАДОВАЯ. ВЕСОВАЯ. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ XVII–XVIII вв.
В годы военных потрясений численность жителей Мирского замка увеличивалась. К хозяевам и их слугам присоединялся значительный воинский гарнизон. Лишь сытые и здоровые солдаты могли эффективно отражать вражеские атаки, поэтому в трудные времена безопасность замка напрямую зависела от заготовленных здесь запасов продовольствия. Для европейских замков в XVII веке «стандартным» считался запас продуктов, рассчитанный на три года непрерывной осады...
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПРОДУКТОВ
Грандиозные балы и пышные приемы, соколиные охоты и рыцарские поединки, фейерверки… Жизнь в средневековом замке спустя сотни лет кажется яркой и захватывающей. Представление это не совсем верно. Многие исторические романы и фильмы обходят стороной важную часть ушедшей реальности – повседневный быт «обычного человека». В каждой феодальной усадьбе, в каждом замке были помещения, предназначенные для хозяйственных нужд...
КУХОННАЯ ИЗБА. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ XVII–XVIII вв.
В инвентаре Мирского замка 1688 года упомянута «изба белая кухонная каменная». Так называлась столовая для тех, кто работал в замке. На бал, на пир или на охоту в Мир съезжались многочисленные гости со своими слугами. В такие времена кухонная изба была полна народу; в ней постоянно кто-то завтракал, обедал или ужинал...
Гетто
ГЕТТО В МИРСКОМ ЗАМКЕ
На протяжении столетий евреи составляли значительную часть населения Мира; их община имела собственную юрисдикцию. В ее ведении находились вопросы религии, торговли, налогообложения, медицины, семейного быта, общественной нравственности. В 1677 году в местечке насчитывалось 109 торговых заведений, большинство из которых принадлежали купцам-евреям. Благодаря прямым поставкам товаров из многих европейских стран, магазины Мира были в числе лучших на белорусских землях (даже вошли в поговорку)...
Юго-западная башня
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕЧЕЙ И КАМИНОВ XVI - НАЧАЛО ХХ В.
На Беларуси с ее холодным климатом изразцовые печи получили широкое распространение с первых десятилетий XVI в. Сначала изразцовые печи появились в жилье магнатов и в великокняжеских замках. С 1568 г. хозяевами замка стали князья Радзивиллы. В конце XVI – начале XVII в. они достраивают замок: возводят трехэтажный дворец и разные хозяйственные и служебные помещения...
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРСКОГО ЗАМКА
Первые историографические описания замка датируются XVI–XVII вв., когда путешественники, проезжая через Мир, записывали свои впечатления в дорожные блокноты. В книге Ф.Собещанского (Варшава, 1849 г.) вместе с рисунком замка появилось и первое его описание как памятника архитектуры...
ОРУЖЕЙНАЯ
Личность воина – защитника страны – знаковый образ белорусской истории. Первая, а временами единственная примета воина – оружие, без которого человека нельзя было считать благородным; он считался простолюдином. На этом этаже башни демонстрируется собрание военной одежды и оборонительных приспособлений периода Великого княжества Литовского с XV по XVIII в. Оригинальных доспехов и оружия этого периода в Беларуси сохранилось очень мало. В экспозиции представлены копии древних кольчуг, доспехов и их деталей...
ИЗРАЗЦЫ ГРОДНЕНЩИНЫ
Искусство белорусских изразцов развивалось на протяжении XIV–XX вв. Можно выделить два главных этапа его развития: на первом, который охватывает XIV–XV вв., проходили поиски оптимального варианта формы изразца, которая бы обеспечила наибольший практический и эстетический эффект. Самый древний тип мирского изразца найден в археологическом слое поселения XV в., которое существовало на месте замка и было уничтожено сильным пожаром на рубеже XV–XVI вв. Изразец сформирован на гончарном круге из глиняной массы и по форме напоминает цилиндр (т.н. «горшковый» изразец)...
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МИРСКОГО ЗАМКА
Экспозиция размещена в оригинальном интерьере (кроме брусчатки пола и ступенек, воссозданных на примерах начала ХХ в.) подвалов начала XVI в. (до 1568 г.) В средневековье при строительстве основным материалом был кирпич. Из него делали буквально все – стены, подвалы, полы, декоративные детали и даже оконные переплеты. Кирпич был местный, его изготавливали рядом, в местечках на небольших заводах...